РАСПАД СОЮЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ И
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В УКРАИНЕ
Многие люди полагают, что распад СССР произошёл вдруг, по воле нескольких лиц. На самом деле это не так. Распад начался за десятки лет до фактического объявления, страну лихорадило. Ни НЭП, ни Совнархозы, ни Народные Комиссариаты не могли его спасти. Министерство морского флота не было исключением, его также лихорадило. В поисках методов руководства чрезмерно разбухал штат министерств, пароходств.
В 80-90-х годах по Министерству морского флота в целом проходил всевозможный “перестроечный зуд”, подпитываемый чрезмерно разбухшими штатами министерства. Был "Главпорт”, куда можно было поехать, доказать необходимость развития, получить сразу или войти в план поставки на очередной год необходимых механизмов и т.п. Образовали единый "Главфлот”, растворили в нём "Главпорт” и исчезла такая возможность, исчезли конкретные полномочия, заменились общей оперативной суетой. Остались порты без хозяина. Видимо, это почувствовали и руководители Министерства, создали ещё четыре главка. На шею южных портов посадили "Южфлот". За исключением 2-3 человек, укомплектовали его московскими моряками. Что-то они там планировали, что-то распределяли, но и возможности не те, и люди неквалифицированные. Повалили целыми командами со всевозможными проверками, указаниями, требовались плановые и просто ежедневные отчёты. На Черноморско-Азовском бассейне началась такая же свалка. Было единое Черноморское морское пароходство, укомплектованное опытными кадрами, во главе которого стоял всеми уважаемый Алексей Евгеньевич Данченко. Это был морской строитель, он с полуслова понимал необходимость развития портов. Именно он вдохнул кислород в начало развития Керченского порта, дал указание “Черноморниипроекту” на изготовление проектной документации. Защитником Керченского порта был его заместитель по капстроительству Цюрупа П.А.
Разделили Черноморское пароходство на пять пароходств. Керченский порт подчинили Азовскому пароходству в 1967 году. Черноморское пароходство сопротивлялось такому решению, но Азовское пароходство сослалось на то, что Керченский порт единственный незамерзающий порт Азовского моря, и мы потеряли сильное Черноморское пароходство. Новое пароходство организовало свой отдел портов. Сильным специалистом был начальник отдела Недяк Л.П., но не те возможности.
Со стороны Азовского пароходства также появились комиссии, толкачи. Черноморское пароходство никогда не вмешивалось во внутренние дела порта, а Азовское пароходство только этим и занималось. На протяжении всего послевоенного периода Керченский порт уделял серьёзное внимание строительству жилья, по сравнению со своими соседями, судоремонтным заводом, очередь на жильё в порту была более молодая.
Пока в одном из домов решением руководства пароходства и Баскомфлота очередь не была уравнена, то есть порту выделили меньше квартир, а заводу больше. Это решение подорвало инициативу порта в строительстве жилья хозспособом. Всё равно уравняют, зачем стараться.
Были в пароходстве "умные” головы, предлагающие разделить даже гостиницу “Моряк", но одумались. В 1985 году сдан в эксплуатацию 107- квартирный девятиэтажный дом по ул.Гагарина. Генеральный подрядчик выполнил только монтажные работы, значительная часть трудных отделочных работ выполнена людьми порта, ежедневно на доме работало 20-25 портовиков, судоремонтный завод выделял только 4 человека. По окончании строительства пароходство поделило квартиры поровну. Этим подрывалась инициатива портовиков.
“Южфлот", и особенно Азовское пароходство, организовывали рассмотрение практически ненужных вопросов на своих Советах с обязательным приездом начальников портов и других первых лиц. Ежедневно кураторы министерства и пароходства по телефону требовали сообщить, что выполнено за прошедшие сутки. А куратор горкома партии выяснял положение с разгрузкой вагонов. Горком не интересовался, что происходит с морскими судами. Всё это отрывало руководителей от живого дела.
В те годы ежегодно сокращался управленческий состав. Правительство определяло процент сокращения в целом по министерству.
Министерство своему аппарату устанавливало минимальное сокращение,максимальное сокращение устанавливалось пароходствам.
Пароходство в свою очередь поступало аналогично, в результате в портах и других подразделениях сокращались специалисты высокой квалификации, а в кабинетах министерства сохранялись чиновники, далёкие от морских дел.
Приедешь в министерство на 2-3 дня по срочным делам, придёшь ранним утром, и наблюдается сплошной поток, все летят занять очередь к лифтам. Через несколько минут после начала рабочего дня из кабинетов почти все выходят в коридоры, курят, обсуждают спортивные и бытовые новости. За полчаса до обеденного перерыва в кабинетах опять пусто, все помчались занимать очередь в столовую.
Удалось поймать чиновника за рабочим столом. На просьбу решить срочный вопрос отвечает:
- Напишите письменно, рассмотрим.
- Знаю, это “рассмотрим" будет длиться месяц.
- Что ж вы хотели? Нужно произвести расчёты, обосновать.
- Да я вам эти расчёты за 20 минут сделаю.
Сделаешь чиновнику расчёты, подготовишь проект письма или решения, только тогда ты осчастливлен чиновничьим решением.
Можно бы и не писать этого, но не каждый там бывал, а увидеть всю былую труху централизованного руководства полезно всем.
Партийные и советские органы также расширялись, создавались в Керчи райкомы, райисполкомы. Вызывались руководители на всевозможные активы, сессии, пленумы, бюро, просиживали там, уткнув глаза в журналы. Скучно и не нужно, но неизбежно.
В Министерстве морского флота считалось, что действует плановая система завоза груза в порт.
В жизни происходило по иному.
Службы портов пароходства и соответствующие работники министерства, выполняя волю своих руководителей-”флотоводцев”, подтверждали завоз в порт грузов больше, чем порт имел возможность принять в склады и обеспечить рабочей силой. При этом удовлетворялся ‘Внешторг”, которому удавалось вырвать у промышленности товар. Неважно, что потом он будет храниться в порту несколько месяцев, а подчас, потеряв свой внешний экспортабельный вид, будет возвращён внутреннему рынку.
Довольно оставалось пароходство, имея груз про запас. А государство несло убытки из-за простоя вагонов, залежалости грузов. Портовики лишались премиальной зарплаты, а иногда и должностных окладов.
Так что чрезмерная централизация и неповоротливый чиновничий аппарат загнивали давно. Развалилось всё вместе с СССР: громоздкое министерство, “Южфлот", пароходство, райкомы, райисполкомы.
Функционирует теперь горком коммунистической партии в одной комнате.
В 1991 году народ Украины на референдуме высказался за независимость. Украина вышла из состава СССР, стала независимым государством. Как бы ни хвалили коммунисты СССР, но куда им деться от фактов - выкачивали, из Украины, из Донбасса уголь, по газопроводу Дашава-Москва - природный газ, создавали зависимую от России экономику. Вышла Украина ободранная, как липка. Россия отказалась делить золотой и алмазный общий кошелёк, другие внутренние и заграничные активы. Живите, как хотите. Керченский порт потерял нефтебазу в порту Кавказ, портопункты Тамань, Сенная.
В 1990 году Керченская паромная переправа, осуществляющая переправу людей и автотранспорта между портами Крым и Кавказ, вошла в состав Керченского порта. В 1992 году вышла из подчинения порта. На протяжении многих лет руководство порта противилось принятию переправы на свой баланс. Она удалена от порта на 12 км. Переправа была раньше железнодорожной. После гибели парома у берегов Голландии инспекция мореплавания признала железнодорожные паромы не обеспечивающими безопасность пассажиров. И в советское время Темрюкский райисполком своими решениями запрещал вывоз из Тамани в Керчь, на рынок, овощей частными лицами, пока не будет выполнен план заготовки по району. В обратном направлении из Керчи таманцы вывозили мешками сахар, пакетами масло, осенью капусту. Поэтому партийные и советские инстанции Керчи в свою очередь чинили препятствия вывозу.
Находясь в едином союзе, осенью в Тамани Темрюкский райисполком ставил милицейский пост, а в самостоятельных государствах появились таможни, перевозка овощей и вовсе осложнилась. Керченскому порту невыгодно стало содержать пассажирский убыточный флот. Раньше убыточность портофлота покрывалась общей прибылью порта. С уменьшением потока грузов исчезла такая возможность.
Руководство порта приняло решение сократить пассажирский флот. Были проданы п/х “Бакинец", п/к “Пион", "Гелиодор".
Поскольку прекратилось строительство причалов, отпала необходимость содержания самоходных плашкоутов. Были проданы с/п “Тамань", с/п “Меотида", с/п “Тузла". Стало нерентабельным содержать некоторые другие вспомогательные суда. Ликвидирована самостоятельная служба морского вокзала. Пассажирские перевозки почти прекратились. В новых рыночных условиях все считают свои расходы. Трудно разобраться, где выиграешь, где проиграешь. Пассажирская линия Керчь-Тамань всегда была самой напряжённой, особенно в период май-сентябрь. На Черноморском побережье Таманского полуострова размещены зоны отдыха многих российских городов. Поблизости крупных городов нет. Поэтому туристические поездки в древнюю Керчь были стабильны. Да и местным жителям Керченский рынок очень удобен.
Порт сохранил два пассажирских теплохода. Пассажирское движение на этой линии будет возобновлено, если Россия разрешит заход судов Украины в Тамань. А тарифы можно подкорректировать, и пассажирская линия вновь будет многолюдной и рентабельной. Такого же мнения и начальник портофлота Крестлинг Н.А., начавший работу в порту в 1968 году. Без отрыва от производства он получил высшее образование, учился в аспирантуре, с 1944 года уже кандидат технических наук, доцент. В 1990 году коллектив избрал его своим начальником. В совместной беседе всплывают в памяти ветераны портового флота, капитаны: Набокин А.Ф., Иванченко Д.Ф., Шаповалов И.П., Сегеда В.В., Березовский Н.И., старшие механики Паркин А.И.. Скляров А.С., Дубинин Н.К.
Недостаточно глубоко рассчитали свои выгоды российские фирмы в использовании украинского Керченского порта. Взять хотя бы перевозку на экспорт автомобилей русских заводов. Керченский порт в течение трёх десятков лет создал целый комплекс по перегрузке автотехники на экспорт с открытыми бетонированными площадями, крытыми складами, железнодорожной веткой, специальной рампой по выгрузке техники из двухъярусных платформ, двойным ограждением, вооружённой охраной, службой собак, мастерскими по ремонту и т.п.
Россия поскупилась, решила создать подобное в порту Кавказ. По задуму казалось осуществить это просто, а практически это очень сложно. Созданная площадка в порту Кавказ окружена морской водой залива и пролива, которая коррозирует автотехнику. Для накопления или тем более длительного хранения автотехники по этой причине порт Кавказ непригоден. С другой стороны неучтённым оказалось то, что порт Кавказ подвержен постоянному отложению песка, особенно со стороны Азовского моря. Обмеление там постоянное. Морские суда, особенно иностранные, не гарантированы от посадок на мель. Так что в этом районе аналогов комплексу перегрузки автотехники Керченского порта нет. Стабилизируются грузопотоки, и фирмы будут направлять автотехнику на Керченский порт.
В 1980-90 годах Керченский порт был специализирован на перегрузке грузов в страны Средиземного моря: Турцию, Кипр, Грецию, Сирию, Ливан, Италию, Египет, Алжир и др. Все отправители грузов Министерством морского флота извещались о специализации портов и подтверждался объём. Для порта было удобно иметь постоянные грузопотоки по странам назначения.
Начиная с 1990 года такая специализация нарушилась. В Украине департамент морского флота подчинён министерству транспорта, поэтому регулируются грузопотоки железной дорогой - Укрзализныцею. Внутригосударственные и транзитные перевозки из стран СНГ регулируются также железной дорогой. Но железнодорожники направляют грузопотоки в зависимости от напряжённости железных дорог. Отправители грузов, особенно коммерческие фирмы, не имеют централизованных рекламных изданий о способностях морских портов. В этих условиях каждый порт должен заботиться о себе самостоятельно. Появилась новая форма взаимоотношений с отправителями грузов - контракты с портом. Но они служат документом, определяющим взаиморасчёты, а не договором обязательности направления грузопотоков. Керчь-Еникальский канал принадлежит Керченскому порту, вероятно, в будущем канальные сборы будут отработаны так, чтобы судовладельцу было более выгодно заходить в Керченский порт, нежели пройти в Азовские порты.
В настоящее время грузы поступают в порт примерно в равной пропорции с территории Украины и с территории стран СНГ.
Наиболее устойчивые отправители российских фирм расположены в Липецке, Старом Осколе, Нижнем Тагиле, Саратове. Новолипецкий металлургический завод направляет стальные рулоны, Старооскольский металлургический завод - окатыши, стальную заготовку.
Украинские отправители: Мариупольский металлургический завод направляет слябы, листовой металл. Никопольский завод ферросплавов - ферромарганец, ферросилиций и другие ферросплавы, Лисичанский завод - стекло в значительных объёмах.
Коммерческий отдел порта поддерживает с этими отправителями добрый, пока что, телефонный контакт.
Изменились направления грузопотоков. Кроме постоянных стран Турции, Италии, Греции появились отдельные партии грузов на: Индию - металлы, Тайвань - металлы, США - окатыши, заготовка стальная, Алжир, Египет - стекло. При надлежащей заботе эти потоки и направления могут закрепиться за портом. Для загрузки крупнотоннажного флота, следующего на дальние расстояния, складские площади порта позволяют накопить необходимое количество грузов.
В Украине порты выведены из подчинения пароходствам.
Это разумное решение. Порт для любого морского, озёрного, речного судна является убежищем при штормовой погоде, местом разгрузки или погрузки, ремонта, снабжения, бункеровки независимо от национальной принадлежности. Но Азовское пароходство упорно отказывало открыть Керченский порт для захода иностранных судов, даже когда соответствующие органы через начальника порта уведомили пароходство о своём согласии.
Пароходство предпочитало иметь порт только для своих судов, не считаясь с интересами порта. Тупое упорство, что было, то было. 21 апреля 1991 года порт посетило первое в советской истории порта итальянское судно т/х “Ламоне". Затем начали заход в порт суда многих стран.
Трудно сказать, удалось бы порту в первые годы независимости Украины удержаться “на плаву" без открытия порта. Так ли, нет ли, но порт в числе немногих предприятий города сохранил стабильность своей работы, прекратил начавшееся было сокращение штатов, работники имели средства существования. Выплата заработной платы не задерживалась.
В условиях финансирования капитального строительства за счёт прибыли, оставшейся в порту, прекратилось строительство гидротехнических сооружений, причалов. А строительство объектов социального назначения всё-таки продолжалось. Вновь предоставим слово главному инженеру Стативе В.Ф.:
- О развитии объектов связи уже говорилось. За последние 10 лет закончили жилой комплекс на стыке улиц Гагарина-Горького, достроили 180 квартир и котельную к нему. Начали жилой дом на 125 квартир по улице Портовый переулок, 4, 80 квартир уже сдано в эксплуатацию. Заменён водовод от кольца до Гидрографии, три кабеля.
Реконструировали пассажирский причал, в стадии окончания капитальный ремонт причала № 3, капитальный ремонт произведён в 1995-96 годах.
Сияют глаза у главного инженера при упоминании о модернизации Береговой локационной станции на Керчь-Еникальском канале.
Стоит, разделяем гордость его. Вот что значит чувство хозяина! А ведь многие годы Керчь-Еникальский канал, находясь в ведении централизованного Министерства морского флота, фактически рачительного хозяина не имел. В годы, когда Крым был в составе Российской Федерации, кроме текущей расчистки от затонувших предметов и текущего ремонтного черпания по Керчь-Еникальскому каналу, ничего существенного не производилось.
С 1908 по 1969 год объявленная проходная осадка судов по каналу оставалась неизменной, в отдельные периоды уменьшалась. Глубины резко уменьшались в период Гражданской и Отечественной войн, затем восстанавливались до уровня проектных 1908 года. Российская Федерация имела в своём составе на Азовском море мелководные порты: Ростов-на-Дону, Таганрог, Ейск, Темрюк и реконструкция, увеличение глубин на Керчь-Еникальском канале её не интересовали. Это неоспоримо, факты - вещь упрямая.
Значительные капиталовложения, как в целом для Крымской области, так и на развитие Керченского порта и Керчь-Еникальского канала стали выделяться только после присоединения Крыма к Украине. Строительство глубоководных причалов в Мариупольском (Ждановском) порту стало первым толчком в развитии КЕК. Вторым толчком послужило проектирование и ввод в эксплуатацию в 1969 году первой очереди глубоководного причала № 6 (ныне № 4) Керченского порта. Одновременно с проектированием этого причала было предусмотрено увеличение глубин на транзитном и подходном канале, финансирование этих работ обеспечивал Керченский порт за счёт своей прибыли.
В период подчинения Союзному министерству порт не имел возможности приобрести за валюту такое дорогое оборудование для радиолокационной станции. Тогда вся валюта, зарабатываемая портом, шла на счёт Союзного министерства. Со становлением рыночных отношении в Украине порт получил возможность располагать определённой частью зарабатываемой валюты.
Даже при этих условиях одному порту тяжело нести такие расходы. Поэтому было предложено России долевое участие в расходах, но она отказалась. Тем самым Россия потеряла право на льготы при проводке судов по каналу радиолокатором. В то же время в первой половине 1996 года Россия оказывала сильное давление на Украину, добиваясь её согласия на создание общей администрации канала, освобождения российского флота от оплаты канальных сборов и даже раздела прибыли от канала.
В апреле 1996 года на рассмотрение Керченского порта предоставлен проект согласия о создании совместной администрации канала.
Руководству порта было чему возмутиться. Десятками лет Керченский порт был единственной администрацией Керчь-Еникальского канала, вкладывал громадные средства в его реконструкцию и ремонтное черпание, Россия при СССР безоговорочно уплачивала порту канальные сборы, сбор по радиолокационной проводке судов, и вдруг такие беспардонные требования.
Понятно, что порт, город, Крым не пошли на такое соглашение. Совместными усилиями посягательство на канал было отражено.
Неразумное проявление дружбы со стороны России определилось при попытке Керченского порта наладить перевозку пассажиров между портопунктом Краснодарского края Тамань и Керчью.
О многолюдности этой линии уже говорилось. Жители Тамани крайне заинтересованы в возобновлении пассажирского движения на Керчь.
Администрация Керченского порта, несмотря на убыточность линии, пошла навстречу людям. Но Новороссийская администрация российских контрольно-пропускных пунктов безучастно заявила:
- Тамань не включена в перечень портов, посещаемых иностранными судами.
Конечно, со временем они одумаются. Но может быть поздно. Не может администрация Керченского порта содержать пассажирский флот на приколе. Не дай Бог суда будут проданы. На десятки лет будут лишены жители Тамани удобного пути в Керчь.
Трудно проходит становление рыночных отношений в Украине из-за некомпетентности, а подчас и недоброжелательности к независимости Украины некоторых лиц и групп, находящихся на государственной службе. Это видно и по делам морского торгового флота. 9 декабря 1994 года Верховным Советом Украины введён в действие Кодекс торгового мореплавания Украины, а опубликован в газете “Голос Украины” только 12 июля 1995 года. Ведь это документ немедленного использования при заключении коммерческих договоров, арбитражных рассмотрениях споров, возмещения убытков и т.д. При этом, этот законодательный документ, признанный всеми странами, далёк от совершенства, не учитывает многих рыночных ситуаций.
Департамент морского и речного флота Украины функционирует в Украине с 1991 года, расположен он в Одессе, где всегда было достаточно толковых специалистов морского торгового транспорта. Но что-то очень нерешительно направляют они деятельность морского транспорта Украины. Хочется верить, что департамент со временем превратится в Министерство морского флота. В Украине 18 портов. Немногие страны располагают таким морским развитием. На вопрос, насколько эффективна помощь департамента, заместитель начальника порта по экономике Пономарёв Г.В. отвечает:
- Пока Керченский порт не получает необходимой информации. Судите сами, второй раз вы приходите ко мне и оба раза попадаете к моему разговору с отделом департамента. Прошу сообщить перечень стран, пользующихся в Украине режимом наибольшего благоприятствия. Не только Керченский порт, но и другие порты Крыма ожидают от департамента пересмотра тарифов на перевозку грузов по железной дороге.
Суть в том, что путь следования по железной дороге до морских портов Крыма намного длиннее, чем до портов, расположенных у береговой черты континентальной части Украины. Поэтому порты Крыма не имеют достаточной загрузки.
К примеру, Керченский порт от переходной станции Тополи-Соловей Южной железной дороги удалён на 997 километров. Поэтому тарифная политика должна быть гибкой. Железнодорожный тариф на пути к портам Крыма должен применяться с уменьшающим коэффициентом. От этого зависит не только рентабельность портов Крыма, но и эффективность работы железнодорожных станций и в целом Крымского железнодорожного отделения.
С установлением льготного железнодорожного тарифа для портов Крыма увеличатся доходы за счёт транзитных грузопотоков из стран СНГ. Это подтверждается в прибалтийских странах, где установлен сниженный железнодорожный тариф и появились интенсивные транзитные потоки экспортных грузов.
Продолжается разговор с Пономарёвым Г.В.:
- Ваше мнение по установлению сниженного железнодорожного тарифа разумное, но не упрекнут Вас железнодорожники, не предложат снизить морские тарифы для благополучия железнодорожных станций?
- Нет, не упрекнут нас. В том и дело, что мы предлагаем снизить и ставки на перегрузку грузов, а также вышли с предложением снизить размер канального сбора.
В июле 1995 года в Керчи было проведено совещание представителей министерств транспорта Украины и Российской Федерации, но делегация России отказалась обсуждать вопрос погашения задолженности судовладельцев России порту. Порт предлагает в 1996 году вторично провести такое совещание.
- Какие же причины отказа от оплаты российские судовладельцы выдвигают?
- Разные. Одни утверждают, что канал не принадлежит Керченскому порту, другие, что ещё не отрегулированы пограничные вопросы и др.
- Но канал проходит по акватории Украины, на картах гражданских и военных границы чётко указаны. Почему порт на правах владельца не применит более эффективные меры?
- Порт будет вынужден ставить так вопрос. Но хотелось бы сохранить дружественные отношения. Задержка оплаты отражается на заработке Керченских портовиков.
- Какой, вы считаете, общий недостаток экономической деятельности предприятий?
- На предприятиях остаётся малый процент доходов. В частности в порту остаётся около 15 процентов доходов. Остальное уходит на оплату налогов. Поэтому следует пересмотреть налоговую политику в государстве.
Становление рыночных отношений происходит, но сложившаяся на протяжении десятилетий практика взаимоотношений транспортных организаций непригодна для внедрения рыночных отношений. А законов, регулирующих финансовые стороны взаиморасчётов между портами, судовладельцами, грузовладельцами ещё нет. Это негативно сказывается на деятельности морских торговых портов.
К примеру, Азовское морское пароходство ныне является арендным транспортным предприятием. Флот этого пароходства сдаётся в аренду разным фирмам, те, в свою очередь, передают в аренду дочерним или смежным фирмам и т.п.
Порт оказывает услугу судну пароходства, но не информирован, кому же на данный момент принадлежит судно. Выставленные счета возвращаются, удлиняется документооборот. Отчего порт, имея в своём распоряжении 15 процентов прибыли, фактически кредитует всевозможных арендаторов. Приходится выбивать из них каждый карбованец. Мало заработать, нужно ещё получить.
Арендными или акционерными транспортными предприятиями стали российские речные пароходства. Порты не должны постоянно уточнять, кто владелец судна. Для любого порта полномочным лицом является капитан судна.
Законодательными актами необходимо определить обязанность капитана оплачивать услуги портов и права портов требовать с капитана оплату услуг.